Анализ практики работы
по вопросу введения компетентностного
подхода в воспитании и по оцениванию индивидуальных качеств личности
школьника, показывает, что в любом классном коллективе уровень развития
компетентностей требует особого внимания.
Любую профилактическую работу следует
начинать с диагностики, которая ведется
в следующих направлениях: социальный паспорт класса, который содержит раздел
«Классификация типов семей». Эта классификация рассматривает пять типов семей:
1) семьи с высоким уровнем нравственных отношений,
2)семьи, обеспечивающие
положительную направленность в воспитании;
3)
внешне благополучные семьи;
4)
конфликтные семьи;
5) неблагополучные семьи по принципу возможного
обеспечения положительной направленности в воспитании ребенка.
Сегодня
наблюдается положительная динамика в обеспечении положительной направленности в
воспитании ребенка: семей, где существует взаимопонимание между родителями и
детьми стало больше; неблагополучных семей стало меньше. Но все же, картина
вырисовывается тревожная. Конфликтных и внешне благополучных семей достаточно
много, но именно в этих семьях взаимопонимание между членами семей отсутствует.
А это сигнал для социального педагога и классных руководителей – повнимательнее
отнестись к подростку или ребенку из такой семьи. Исходя из этого целью работы с классом, считаю формирование
и раскрытие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями
классного коллектива на основе компетентностного подхода в воспитании. За
основу воспитательной работы с детьми мною взята следующая модель качеств
личности школьника, которые нужно сформировать в классном коллективе: информационная защищенность: умение жить в
реальном мире; адаптация к жизни, общение, ответственность за принятые решения,
совместная деятельность; активно - деятельностная позиция, которые формируют
основные ключевые компетентности воспитанника (информационно – аналитические,
социально – коммуникативные, культурно – личностные, проблемно – регулятивные). Основная
перспектива развития классного сообщества: достойный
человек, сплоченный коллектив. Основная форма деятельности: межличностное общение; самопознание; коллективно –
творческое дело. Воспитательная система построена по 5 направлениям: интеллект; нравственность; здоровье;
досуг; семья. В основе организации воспитательного пространства класса заложено
следующее содержание деятельности
для формирования компетентностей модели качества личности школьника в
данном коллективе:
|
Интеллект
|
Нравственность
|
Здоровье
|
Досуг
|
Семья
|
1.Информационно-аналитическая компетентность
|
-«Как
помочь своему ребенку быть успешным»
конференция
|
«Марафон в классе» интеллектуальная игра
|
Профилактические
мероприятия
|
«Домашняя
библиотека» круглый стол
|
проект
«Родительскаяпочта»
«Семейный
калейдоскоп» праздник
|
2. Социально- коммуникативная
компетентность
|
Изучение
положительного опыта воспитания детей.
Проект «Сохраним памятник»
|
|
«Мой выбор – Здоровый образ жизни»
Открытый
классный час
|
«Школьный
двор – территория наших идей» проект
|
«Лучший
папа» игра
|
3. Культурно- личностная
компетентность
|
«Я в мире. Мир во мне»
Клуб
общения
|
«Погружение
в Мой мир»
Клуб
общения
|
«Мы
хотим всем рекордам наши звонкие дать имена» открытый классный час
|
«Увлечения
наших детей» праздник
|
«Музыкальная
семья» игра
|
4. Проблемно- регулятивная компе-тентность
|
|
Игровое
проектирование
|
Рефлексия:
«Лицо Дня», «Синквейн»
пятистрочье
|
Рефлексия-метод
цветописи;
|
«Герб
моей семьи»
Устный
журнал
|
Для оценки ключевых компетентностей школьников, был создан «Банк активных методик и приемовдля работы с обучающимися» на основе компетентностно – ориентированных заданий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий