Поиск по этому блогу

вторник, 17 января 2012 г.

Организация воспитательного пространства в классном коллективе с использованием компетентностного подхода



     Анализ практики работы по вопросу введения компетентностного подхода в воспитании и по оцениванию индивидуальных качеств личности школьника, показывает, что в любом классном коллективе уровень развития компетентностей требует особого внимания.
     Любую профилактическую работу следует начинать с диагностики,  которая ведется в следующих направлениях: социальный паспорт класса, который содержит раздел «Классификация типов семей». Эта классификация рассматривает пять типов семей:
1) семьи с высоким уровнем нравственных отношений,
2)семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании;
3)  внешне благополучные семьи;
4)  конфликтные семьи;
5) неблагополучные семьи по принципу возможного обеспечения положительной направленности в воспитании ребенка. 
   Сегодня наблюдается положительная динамика в обеспечении положительной направленности в воспитании ребенка: семей, где существует взаимопонимание между родителями и детьми стало больше; неблагополучных семей стало меньше. Но все же, картина вырисовывается тревожная. Конфликтных и внешне благополучных семей достаточно много, но именно в этих семьях взаимопонимание между членами семей отсутствует. А это сигнал для социального педагога и классных руководителей – повнимательнее отнестись к подростку или ребенку из такой семьи. Исходя из этого  целью работы с классом, считаю  формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива на основе компетентностного подхода в воспитании. За основу воспитательной работы с детьми мною взята следующая модель качеств личности школьника, которые нужно сформировать в классном коллективе: информационная защищенность: умение жить в реальном мире; адаптация к жизни, общение, ответственность за принятые решения, совместная деятельность; активно - деятельностная позиция, которые формируют основные ключевые компетентности воспитанника (информационно – аналитические, социально – коммуникативные, культурно – личностные,  проблемно – регулятивные). Основная перспектива развития классного сообщества: достойный человек, сплоченный коллектив. Основная форма деятельности: межличностное общение; самопознание; коллективно – творческое дело. Воспитательная система построена по 5 направлениям: интеллект; нравственность; здоровье; досуг; семья. В основе организации воспитательного пространства класса заложено следующее содержание деятельности для формирования компетентностей модели качества личности школьника в данном коллективе:






 Интеллект

Нравственность

Здоровье

Досуг

Семья

1.Информационно-аналитическая компетентность  

-«Как помочь своему ребенку быть успешным»

конференция

 «Марафон в классе» интеллектуальная игра



Профилактические мероприятия

«Домашняя библиотека» круглый стол



проект «Родительскаяпочта»

«Семейный калейдоскоп» праздник

2. Социально- коммуникативная компетентность

Изучение положительного опыта  воспитания детей. Проект «Сохраним памятник» 




 «Мой выбор – Здоровый образ жизни»

Открытый классный час





«Школьный двор – территория наших идей» проект



«Лучший папа» игра

3. Культурно- личностная компетентность

«Я в мире. Мир во мне»

Клуб общения

«Погружение в Мой мир»

Клуб общения

«Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена» открытый классный час

«Увлечения наших детей» праздник

«Музыкальная семья» игра



4. Проблемно- регулятивная компе-тентность


Игровое проектирование



Рефлексия: «Лицо Дня», «Синквейн» пятистрочье

Рефлексия-метод цветописи;

«Герб моей семьи»

Устный журнал


Для оценки ключевых компетентностей школьников,  был создан «Банк активных методик и приемовдля работы с обучающимися» на основе компетентностно – ориентированных заданий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий