Поиск по этому блогу

пятница, 6 января 2012 г.

Мои публикации



В своей педагогической деятельности я руководствуюсь различными инновационными методиками. При участии в VI областном педагогическом марафоне я презентовала опыт работы по проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Так, в сборник «Инновации в образовании» (Ярмарка педагогических инноваций, 27 октября 2010 г.), вышла моя публикация «Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества образовательного процесса», где я подробно описала процесс внедрения данной модели на практике.

«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся с использованием ИТ для повышения качества образовательного процесса»

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, т.к. главная задача школы — воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Проектно-исследовательская  деятельность, как передовая педагогическая технология в учебном процессе, эффективна, для повышения качества обучения при помощи информационных технологий Процесс применения математики к любой практической задаче делится на три этапа: - переход от ситуации, которую необходимо разрешить, к формальной математической модели этой ситуации;– решение задачи внутри построенной математической модели; интерпретации полученного решения математической задачи, применения этого решения к исходной ситуации и сопоставления его с нею.
Методика применения средств ИКТ: - проанализировать цели урока, его содержание и логику изучения материала; - выделить главные элементы, которые должны быть усвоены  учащимися (факты, гипотезы, законы), выделить те из них, которые нуждаются в демонстрации предмета, явления или их изображения; - установить, на каком этапе, и, для какой цели необходимо использование средств обучения; - отобрать оптимальные средства обучения, установить их соответствие целям урока; -определить методы и приемы, с помощью которых будет обеспечена познавательная деятельность учащихся, сформулировать задания.
Особенности использования ИКТ: требуют предварительной подготовки; эффективность применения зависит от частоты использования и времени использования в течение урока; продолжительность использования определяется санитарно-гигиеническими правилами и нормами.
Основные этапы организации учебно-исследовательской деятельности: - мотивация к проведению исследования; - постановка обшей проблемы (осуществляется под руководством учителя);- постановка задачи – исследования; - сбор информации: изучение учебной и специальной литературы, проведение эксперимента и т.д.; -выдвижение на ее основе гипотезы; -проверка гипотезы: доказательство или опровержение; -формулирование выводов; -демонстрация актуальности проведенного исследования и возможностей применения его результатов (на примерах).
Основные элементы содержания организации проектно-исследовательской деятельности: - использование в процессе обучения прикладных задач; - изучение разделов прикладного характера (элементов теории вероятности, математической логики); -выполнение практических и лабораторных заданий, связанных с наблюдением и выделением математических закономерностей в окружающей природе; -использование компьютерных программ, связанных с моделированием реальных объектов (процессов) и обработкой статистической информации; -подготовку лекций и кратких сообщений о методах использования математического аппарата в производственной деятельности и в разных науках; -выполнение учебных проектов с прикладным содержанием; -введение курсов по выбору, содержание которых отражает прикладные аспекты.
Содержание мероприятия: 1. Диагностика   учащихся: - по возрастному составу; - по   интересам; - по   способностям. 2. Внедрение: - для 5-6 классов мини- проекта «Я – конструктор»; - в старшем звене  программы  «Практическая математика». Настоящая программа рассчитана на учащихся старшего звена сельской школы биолого-аграрного профиля и является  курсом по выбору. Программа  имеет практическую направленность на формирование математических приемов решения производственных и повседневных задач в реальной жизни. 3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с учащимися 4. Разработка тематики и программы лектория для  учащихся: «Исследовательские проекты». 5. Изучение положительного опыта в организации исследовательской деятельности http://school-collection.edu.ru/ -информационные источники для системы общего среднего и профессионального начального образования, объединяемые в предметные и тематические коллекции; инструменты учебной деятельности; информационные системы (средства) поддержки организации образовательного процесса; учебно-методические материалы (комплексы), ориентированные на достижение качественно новых образовательных результатов. 6. Ежегодно- результативное участие учащихся на научно-практических конференциях различного уровня. 7. Публикация на сайте школы http://www.hebaklyscoola.ucoz.ru и блоге http://r-kazhahmetova.blogspot.com. Важным моментом в проектно-исследовательской деятельности является оценка творческих работ: презентаций, тематических буклетов, сайтов; целесообразно оценить и оригинальность разработки, оправданность использования ИТ, грамотность использования средств мультимедиа, выразительность видеоряда. Безусловно, каждый педагог, исходя из целей и задач проектной деятельности, должен разработать критерии оценки проекта самостоятельно. Таким образом, создается информационно-методический пакет проекта, обеспечивающий его эффективную реализацию. 8. Корректировка базы данных.
Формирование умения исследовательской работы осуществляется в несколько ступеней: - на уровне 1-6 классов идет ознакомление с отдельными элементами исследовательской деятельности -  анализировать, сравнивать; -на уровне 7-8 классов происходит осознание необходимости овладения исследованием, как вида деятельности, для успешного изучения предмета;  -на уровне 9 класса идет ознакомление учащихся со структурой научного эксперимента и выработки плана действий при его выполнении и построения гипотезы исследования; -на уровне 10 класса – формирование обобщенно экспериментальных умений анализировать, обобщать «теорию + эксперимент», подготовка базы, сам эксперимент, осмысление результата исследования; -на уровне 11 класса - выполнение опыта по сокращенному плану, идея, проверка того, что было предложено гипотезой, выводы, исходящие из целей, сравнение результатов исследований.
Позитивная динамика роста  качества образования обусловлена развитием интерактивных компьютерных систем: мультимедийных технологий, подключающих комплексное  восприятие информации; телекоммуникаций, позволяющих расширить границы того социального окружения, в рамках которого осуществляется познавательное развитие школьника; искусственного интеллекта, поднимающего уровень обучения до сознательного эксперимента и исследования. Это особенно важно, когда работаешь в условиях сельской малокомплектной школы. В своей работе я комплексно применяю ряд отработанных моделей: компьютерные тренажеры (ЕГЭ), онлайн-школу по подготовке к ЕГЭ для 11 класса, участие обучающихся в телекоммуникационной системе Стат-Град, исследовательском телекоммуникационном проекте «Все вокруг - геометрия», «Знатоки Мифики», «Удивительный мир чисел», «В пути из лабиринта», использование УМК «Живая геометрия», «Математический конструктор», обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика. Наблюдается позитивная динамика роста не только количества обучаемых, но и результатов их деятельности. С 2008 года факультативы и кружок «Любителей математики» провожу вне рамок учебного плана. В 2009 году я подготовила лауреата XLI-й региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области, выступившего с работой на тему: “Молочный продукт как математическая модель практической задачи” Результаты данной работы успешно используются  в деятельности фермерского хозяйства ООО  «Мегаполис–Д», действующего на территории нашего поселения. В 2010 году лауреата  XLII региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области, выступившего с работой «Путешествие в мир задач на разрезание». Исследовательская деятельность является одной из самых удачных форм внеклассной работы с учащимися по предмету
Информационные технологии в процессе обучения применяются  только благодаря ПНП «Образование». Современное общество в большей степени нуждается в творчески мыслящих гражданах. Среди основных причин усиления роли творчества в современном мире остается технический прогресс и информатизация общества.

Библиографический список:

1.     Intel â «Обучение для будущего» (под общей редакцией Е.Н. Ястребцевой, Я.С. Быховского), М., 2004 г.
2.     Баланян Г.В. Метод проектов на уроке  //Школьные технологии, 1997, №1.
3.      Беспалько В.П., Слагаемые педагогической технологии, М., 1989 г.
4.     Васильев В.В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М., 2000, №9.
5.     Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М., 1995, № 6.
6.     Ерофеева Н. Ю. Проектирование педагогических систем// Завуч. 2000, № 3
7. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Скифия. 2003.
8.     Концепция профильной школы.
9.  Международный педагогический мастер-класс. Цифровая школьная четверть, 2004.
10.  Полат Е.С. Метод проектов, М., 2001.




Комментариев нет:

Отправить комментарий