В своей педагогической
деятельности я руководствуюсь различными инновационными методиками. При участии
в VI областном педагогическом марафоне я презентовала опыт работы по проектно-исследовательской
деятельности обучающихся. Так, в сборник «Инновации в образовании» (Ярмарка
педагогических инноваций, 27 октября 2010 г .), вышла моя публикация
«Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения
качества образовательного процесса», где я подробно описала процесс внедрения
данной модели на практике.
В условиях высокой динамики общественных
процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной
становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности
к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем.
Развитие общества сегодня
диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникационные
технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований
времени, а значит, современный учитель должен использовать
информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, т.к. главная
задача школы — воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих
самостоятельно получать знания граждан. Проектно-исследовательская деятельность, как передовая педагогическая
технология в учебном процессе, эффективна, для повышения качества обучения при
помощи информационных технологий Процесс
применения математики к любой практической задаче делится на три этапа: -
переход от ситуации, которую необходимо разрешить, к формальной математической
модели этой ситуации;– решение задачи внутри построенной математической модели;
интерпретации полученного решения математической задачи, применения этого
решения к исходной ситуации и сопоставления его с нею.
Методика применения средств ИКТ: - проанализировать цели урока, его содержание
и логику изучения материала; - выделить главные элементы, которые должны быть
усвоены учащимися (факты, гипотезы,
законы), выделить те из них, которые нуждаются в демонстрации предмета, явления
или их изображения; - установить, на каком этапе, и, для какой цели необходимо
использование средств обучения; - отобрать оптимальные средства обучения,
установить их соответствие целям урока; -определить методы и приемы, с помощью
которых будет обеспечена познавательная деятельность учащихся, сформулировать
задания.
Особенности использования
ИКТ: требуют предварительной подготовки; эффективность применения зависит от
частоты использования и времени использования в течение урока; продолжительность
использования определяется санитарно-гигиеническими правилами и нормами.
Основные этапы организации учебно-исследовательской
деятельности: - мотивация к проведению исследования; - постановка обшей
проблемы (осуществляется под руководством учителя);- постановка задачи –
исследования; - сбор информации: изучение учебной и специальной литературы,
проведение эксперимента и т.д.; -выдвижение на ее основе гипотезы; -проверка
гипотезы: доказательство или опровержение; -формулирование выводов; -демонстрация
актуальности проведенного исследования и возможностей применения его
результатов (на примерах).
Основные элементы содержания организации
проектно-исследовательской деятельности: - использование в процессе обучения
прикладных задач; - изучение разделов прикладного характера (элементов теории
вероятности, математической логики); -выполнение практических и лабораторных
заданий, связанных с наблюдением и выделением математических закономерностей в
окружающей природе; -использование компьютерных программ, связанных с моделированием
реальных объектов (процессов) и обработкой статистической информации; -подготовку
лекций и кратких сообщений о методах использования математического аппарата в
производственной деятельности и в разных науках; -выполнение учебных проектов с
прикладным содержанием; -введение курсов по выбору, содержание которых отражает
прикладные аспекты.
Содержание мероприятия: 1.
Диагностика учащихся: - по возрастному составу; - по интересам; - по способностям. 2.
Внедрение: - для 5-6 классов мини-
проекта «Я – конструктор»; - в старшем звене
программы «Практическая
математика». Настоящая программа рассчитана на учащихся старшего звена сельской
школы биолого-аграрного профиля и является
курсом по выбору. Программа имеет
практическую направленность на формирование математических приемов решения
производственных и повседневных задач в реальной жизни. 3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с учащимися 4. Разработка тематики и программы лектория для учащихся:
«Исследовательские
проекты». 5. Изучение положительного опыта в организации исследовательской
деятельности http://school-collection.edu.ru/
-информационные источники для системы общего среднего и профессионального
начального образования, объединяемые в предметные и тематические коллекции; инструменты
учебной деятельности; информационные системы (средства) поддержки организации
образовательного процесса; учебно-методические материалы (комплексы),
ориентированные на достижение качественно новых образовательных результатов. 6. Ежегодно- результативное
участие учащихся на научно-практических конференциях различного уровня. 7. Публикация
на сайте школы http://www.hebaklyscoola.ucoz.ru
и блоге http://r-kazhahmetova.blogspot.com.
Важным моментом в проектно-исследовательской деятельности является оценка
творческих работ: презентаций, тематических буклетов, сайтов; целесообразно
оценить и оригинальность разработки, оправданность
использования ИТ, грамотность использования средств мультимедиа,
выразительность видеоряда. Безусловно, каждый педагог, исходя из целей и
задач проектной деятельности, должен разработать критерии оценки проекта
самостоятельно. Таким образом, создается информационно-методический пакет
проекта, обеспечивающий его эффективную реализацию. 8. Корректировка базы
данных.
Формирование умения
исследовательской работы осуществляется в несколько ступеней: - на уровне 1-6
классов идет ознакомление с отдельными элементами исследовательской
деятельности - анализировать,
сравнивать; -на уровне 7-8 классов происходит осознание необходимости овладения
исследованием, как вида деятельности, для успешного изучения предмета; -на уровне 9 класса идет ознакомление
учащихся со структурой научного эксперимента и выработки плана действий при его
выполнении и построения гипотезы исследования; -на уровне 10 класса – формирование
обобщенно экспериментальных умений анализировать, обобщать «теорию +
эксперимент», подготовка базы, сам эксперимент, осмысление результата
исследования; -на уровне 11 класса - выполнение опыта по сокращенному плану,
идея, проверка того, что было предложено гипотезой, выводы, исходящие из целей,
сравнение результатов исследований.
Позитивная динамика роста качества образования обусловлена развитием
интерактивных компьютерных систем: мультимедийных технологий, подключающих
комплексное восприятие информации;
телекоммуникаций, позволяющих расширить границы того социального окружения, в
рамках которого осуществляется познавательное развитие школьника;
искусственного интеллекта, поднимающего уровень обучения до сознательного
эксперимента и исследования. Это особенно важно, когда работаешь в условиях
сельской малокомплектной школы. В своей работе я комплексно
применяю ряд отработанных моделей: компьютерные тренажеры (ЕГЭ), онлайн-школу
по подготовке к ЕГЭ для 11 класса, участие обучающихся в телекоммуникационной
системе Стат-Град, исследовательском телекоммуникационном проекте «Все вокруг -
геометрия», «Знатоки Мифики», «Удивительный мир чисел», «В пути из лабиринта»,
использование УМК «Живая геометрия», «Математический конструктор»,
обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика. Наблюдается
позитивная динамика роста не только количества обучаемых, но и результатов их
деятельности. С 2008 года факультативы и кружок «Любителей математики» провожу
вне рамок учебного плана. В 2009 году я подготовила лауреата XLI-й региональной научно-практической конференции
школьников и учащейся молодежи Омской области, выступившего с работой на тему:
“Молочный продукт как математическая модель практической задачи” Результаты
данной работы успешно используются в
деятельности фермерского хозяйства ООО
«Мегаполис–Д», действующего на территории нашего поселения. В 2010 году
лауреата XLII региональной научно-практической конференции
школьников и учащейся молодежи Омской области, выступившего с работой «Путешествие
в мир задач на разрезание». Исследовательская деятельность является одной из самых
удачных форм внеклассной работы с учащимися по предмету
Информационные технологии в процессе обучения
применяются только благодаря ПНП «Образование».
Современное общество в большей степени нуждается в творчески мыслящих
гражданах. Среди основных причин усиления роли творчества в современном мире
остается технический прогресс и информатизация общества.
Библиографический список:
1. Intel â «Обучение для будущего»
(под общей редакцией Е.Н. Ястребцевой, Я.С. Быховского), М., 2004 г .
2. Баланян Г.В. Метод проектов
на уроке //Школьные технологии, 1997,
№1.
3. Беспалько В.П., Слагаемые педагогической
технологии, М., 1989 г .
4. Васильев В.В.
Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное
образование. М., 2000, №9.
5. Гузеев В.В. «Метод проектов»
как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М.,
1995, № 6.
6. Ерофеева Н. Ю.
Проектирование педагогических систем// Завуч. 2000, № 3
7. Загашев И.О., Заир-Бек С.И.
Критическое мышление: технология развития. СПб: Скифия. 2003.
8. Концепция профильной школы.
9. Международный педагогический
мастер-класс. Цифровая школьная четверть, 2004.
10. Полат Е.С. Метод проектов, М.,
2001.
Комментариев нет:
Отправить комментарий